Маркировка дисков авто – как расшифровать?

Для обеспечения возможности корректного выбора колесного диска для определенного автомобиля они должны иметь стандартизированную маркировку, определяющую его критичные для установки параметры. Классическая маркировка дисков имеет подобный вид:

5,5Jx14H2 4x110 ET40 d58

Обозначение состоит из нескольких групп параметров:

  • 5,5 – это посадочная ширина обода, измеренная в дюймах. Для определения того, подходит ли диск под нужную резину, стоит пересчитать ее ширину также в дюймы и сравнить результат. Например, резина 175/65 имеет полную ширину 6,9”, что на 25% больше. Для большинства типов резины допустимо же увеличение до 30%, так что установка такой резины на диск с шириной 5,5 дюйма возможна. Уменьшать же ширину резины относительно диска недопустимо – при потере давления она легко сорвется с хампов, а боковины будут испытывать увеличенную нагрузку.
  • J – идентификатор типа закраины, в данном случае самого распространенного – фланцевого. Для внедорожных автомобилей более выгодным вариантом станут диски с усиленной закраиной (JJ), остальные же типы на легковых автомобилях крайне редки, и современные покрышки выпускаются именно в расчете на подобные закраины.
  • x в маркировке – это не знак умножения, а указатель на неразъемную конструкцию диска (у грузовиков со съемными ободами использовался бы дефис в обозначении).
  • 14 – посадочный диаметр резины (именно диаметр, термин «радиус диска» в корне неверен).
  • H2 – тип хампов (выступов, предназначенных для удержания бескамерной резины на ободе). Возможные варианты:
Маркировка Хампы
H Один закругленный на наружной стороне
H2 Два закругленных
FH Один плоский на наружной стороне
FH2 Два плоских
CH Плоский снаружи, закругленный изнутри
EH2 Два хампа сложной формы
EH2+ Два хампа, рассчитанных на резину run flat
SL Нет хампов

Как разобраться в маркировке дисков

Читаем маркировку легкосплавных дисков

Корректный выбор диска прост: для обычного городского автомобиля оптимален самый распространенный тип хампов, H2. На такие диски резина легко бортируется, надежно удерживаясь на ободе. Для внедорожников и любых других автомобилей, где шина будет испытывать повышенные боковые нагрузки и/или эксплуатироваться на пониженном давлении, выберите диск с более прочной фиксацией типа FH2, CH. При покупке шин run flat используйте только диски EH+, на другие типы хампов эта резина корректно не сможет встать.

  • 4×110 – маркировка разболтовки колеса, обозначаемая как <количество отверстий>x<диаметр делительной окружности>. В данном случае – 4 отверстия на диаметре 110 мм. Нужно учитывать, что диаметр самих отверстий в маркировке не указывается и потребует уточнения, если на Вашем автомобиле использованы болты или шпильки толще общераспространенных 12 мм. Не маркируется и тип гайки – например, штатные диски Toyota рассчитаны на гайки с цилиндрической направляющей, в то время как на других автомобилях используется конус. Разболтовка, естественно, должна полностью соответствовать параметрам ступицы автомобиля – отклонение посадочного диаметра всего на пару миллиметров уже не даст равномерно протянуть и отцентровать диск, с чем успели столкнуться многие владельцы ВАЗов (посадочный размер – 4х98), пытавшиеся поставить «опелевские» диски с разболтовкой 4х100.
  • ET40 (возможно обозначение offset 40, deport 40) – это вылет диска, иначе говоря – расстояние между условным центром и привалочной поверхностью. У диска с нолевым вылетом она будет строго посередине, у дисков с положительным вылетом смещена наружу. Производитель автомобиля указывает данный размер либо строго, либо в виде диапазона допустимых значений (например, ET40-ET45). Данный параметр влияет и на нагрузку на ступичные подшипники, и на управляемость автомобиля – уменьшение вылета ощутимо снизит ресурс первых и ухудшит вторую. При использовании же дисков с увеличенным вылетом они могут банально упереться в стойку или тормозной механизм. Тут, кстати, заслуживает внимания дополнительный параметр, обычно в маркировке не указываемый – x-фактор. Он определяет расстояние от привалочной плоскости до внутренней поверхности спиц диска, для автомобилей со значительно выступающими суппортами диск с правильным вылетом, но уменьшенным икс-фактором может и не подойти.
  • d58 – посадочный диаметр ступицы. При монтаже диск центруется именно на ступице, а не на колесных болтах, поэтому данный размер должен строго соответствовать конструкции автомобиля. В крайнем случае возможна установка дисков с увеличенным посадочным диаметром через кольца-переходники, но нужно учитывать то, что переходники имеют свойство за зимний сезон накрепко закисать на ступицах, и снять их при весеннем шиномонтаже станет затруднительно.