Выбирая новые диски для автомобиля и определившись с их размерами, остается решить последний вопрос – какого типа приобрести их? Разница здесь существенная – и в цене, и в эстетике, и в практичности. Стоит рассмотреть особенности каждого варианта по отдельности.
Стальная штамповка
После того, как изначально применявшиеся на автотранспорте деревянные колеса стали отмершим архаизмом, а спицованные остались экзотикой и уделом олдтаймеров, применение штамповки из стального листа стало основным техпроцессом изготовления колес. Крупносерийное производство этим методом нетрудно и производительно, а соответственно и дешево: из листа выштамповывается середина, ввариваемая в прокатанный и заваренный по стыку обод.
Помимо цены, стальные штампованные диски имеют и другой плюс в виде высочайшей ремонтопригодности. Низкоуглеродистая сталь пластична и выдерживает значительные деформации без образования трещин, выправить поврежденный стальной диск можно даже в дороге подручным тяжелым предметом. Но даже в случае образования трещины отремонтировать ее можно любым видом сварки, даже если в наличии есть только самодельный сварочный трансформатор с электродами непонятной марки.
Минусы стальной штамповки также очевидны – во-первых, они имеют приличный вес, что сказывается и на комфорте (растет неподрессоренная масса подвески), и на динамике, хотя это и менее заметно. Для большинства автовладельцев немаловажен и внешний вид, который улучшить можно разве что пластиковыми колпаками, через которые все равно будет проглядывать неизбежно ржавеющая под сколами сталь. Единственное исключение – это штамповка с «лепестковой» средней частью, которую можно встретить на ряде автомобилей Opel или современном Renault Sandero Stepway, фирменные колпаки полностью закрывают подобные диски, и они даже на близком расстоянии неотличимы от литых.
Легкосплавное литье
Отлить можно заготовку практически любой формы, поэтому дизайн литого диска может быть практически каким угодно. Но по практичности литье заметно проигрывает штамповке, особенно дешевое: высококремнистые сплавы алюминия при незначительных деформациях уже способны растрескаться, и ремонт подобного колеса потребует применения аргоновой сварки. Трещины могут возникнуть и после прокатки погнутого «литья» под воздействием цикличных нагрузок, недаром прокатанные литые диски рекомендуется устанавливать на менее нагруженную ось или запаску.
Что же касается логичного выигрыша в массе… то его обычно нет: хотя сам алюминий и гораздо легче стали, для обеспечения необходимой прочности его приходится брать гораздо больше. Поэтому дешевые литые диски даже тяжелее, чем штамповка аналогичного размера, причем весьма ощутимо. Рассчитывать на уменьшение веса при достаточной прочности можно только в случае использования алюминиево-магниевых сплавов, но изготовленные из них диски будут недешевы.
«Ковка»
Термины «кованые диски», «кованые поршни», прижившиеся в лексиконе автомобилистов, неверны – в реальности заготовки для них не куются, а обрабатываются методом изотермической штамповки: разогретая заготовка осаживается в пуансон под высоким давлением. Благодаря этому значительно увеличивается прочность металла, сама его структура становится однороднее, и «кованый» диск будет в разы прочнее обычного литого даже при использовании одного алюминиево-кремниевого сплава.
Более сложная технология приводит к удорожанию «ковки» по сравнению с «литьем», есть и определенные ограничения для дизайнеров: обводы диска должны позволять извлекать его из пуансона. Свои недостатки есть и у повышенной прочности – там, где штампованный диск согнется, а алюминиевый литой лопнет, «ковка» полностью передаст удар на подвеску и кузов автомобиля.
Комбинированные диски
Диски этого типа имеют разборную конструкцию – обод (цельный или разборный) скрепляется болтами с сердцевиной. Технологии изготовления отдельных частей могут различаться, но наиболее распространена практика установки кованого обода на литое основание: именно обод страдает при ударах и должен быть наиболее прочным, в то время как литое основание дешевле по себестоимости. Возможно и изготовление обеих частей литьем, в таком случае поврежденный обод можно заменить, а не выправлять или заваривать.
В любом случае стоимость комбинированного диска будет выше, чем у цельного – техпроцесс производства состоит из большего числа операций, к которым к тому же добавляется сборка. На рынке можно встретить и достаточно убедительные имитации, изготовленные методом точного литья – в них детально повторены и углубления под болты, и их головки, только при пристальном осмотре можно увидеть признаки имитации.
Leave a Reply