Подбор дисков по марке авто

Собираясь заменить штатные диски автомобиля или приобрести второй комплект, многие автомобилисты, столкнувшись с разнообразием предложений, начинают путаться в маркировках. Если производитель ставил на автомобиль несколько вариантов разного размера, путаницы становится еще больше. Не зря на любом тематическом форуме можно всегда найти многостраничную тему, посвященную выбору дисков. В то же время знаний для правильного выбора нужно не так много – умея расшифровать маркировку, подобрать нужный комплект нетрудно.

Стандартная маркировка выглядит подобным образом:

6,5x16 ET45 PCD 5*112 Dia 66,6

Здесь 6,5 – ширина диска, 16 – диаметр. Остальные параметры имеют буквенное обозначение, и их мы также рассмотрим ниже.

Диаметр

Наиболее очевидный параметр колесного диска – это его посадочный диаметр. Причем именно диаметр, а не радиус, как ошибочно считает большинство благодаря букве R в маркировке резины. Если бы не была изобретена радиальная резина, то точно так же этот размер считали бы диаметром благодаря маркировке D в обозначении диагональной резины.

Выбор диаметра диска прост – достаточно взять размер оригинального. Например, для некоторых дисков автомобилей Mercedes штатный размер таков:

Кузов Модификация Диаметр
G-Klasse W423 G270 – G400 16
G500 16 или 18
GL-Klasse X164 GL320 18
GL500 19
GL550 21
S-Klasse W222 S400, S500 18

Варьировать диаметр диска можно только в сторону увеличения – иначе в него не войдут тормозные механизмы. Для того, чтобы сохранить наружный диаметр колеса (это нужно не только для корректной работы спидометра: в современных автомобилях правильное определение скорости нужно и для систем стабилизации и курсовой устойчивости), Вам придется выбрать резину с меньшей высотой профиля. Расчет суммарного диаметра прост: диаметр диска (в миллиметрах), сложенный с удвоенным произведением ширины резины на высоту профиля. Например, резина 265/65R16 имеет наружный диаметр 16*25,4+2*(265*0,65)=750,9 мм. Собираясь установить диски на 18 дюймов с резиной аналогичной ширины, придется найти профиль (750-(18*25,4))/(2*265)=0,55, то есть будет нужна резина 265/55R18 для сохранения того же полного диаметра.

Разболтовка

Этот параметр не менее очевиден: именно количество болтов и диаметр, на котором они расположены, определяют, можно ли закрепить конкретный диск на ступице автомобиля. Маркируется этот размер под обозначением PCD как количество болтов*диаметр окружности, например, PCD 6*100 – это 6 болтов, размещенных на 100-миллиметровой окружности.

Никаких вариаций здесь быть не может, отклонения по диаметру разболтовки не допускаются ни на миллиметр.

Вновь обратимся к справочным данным:

Кузов Разболтовка
G-Klasse W423 5*130
GL-Klasse X164 5*112
S-Klasse W222 5*112

 

Посадочный диаметр ступицы

Вот с этим параметром колесного диска уже возникают проблемы – кто-то не обращает на него внимания, а кто-то и просто игнорирует. Нужно понимать, что центруется диск именно на центральном выступе ступицы, а не на болтах. Соответственно посадочный диаметр (в маркировке – Dia) диска должен четко соответствовать размеру ступицы автомобиля. Возможное исключение – это установка дисков с большим диаметром через имеющиеся в продаже переходные адаптеры, но нужно понимать, что, не смазав адаптер при установке графитной смазкой, на следующий сезон снять его со ступицы уже не получится, за зиму коррозия превратит адаптер и ступицу практически в монолит. Рассмотрим параметры тех же моделей Mercedes:

Кузов Dia
G-Klasse W423 84,1
GL-Klasse X164 66,6
S-Klasse W222 66,6

 

Ширина диска

Ширина колесного диска, как и его диаметр, измеряется в дюймах. Шаг изменения – 0,5 дюйма, чего более чем достаточно для всех типоразмеров резины. Конструкция автомобильных покрышек требует, чтобы ширина диска была близка к ширине резины или быть несколько меньше ее, в противном случае боковой корд испытывает повышенные нагрузки.

Расчет также прост: достаточно перевести ширину покрышки из миллиметров в дюймы. Например, собираясь установить на Gelendewagen резину 265/65R16, нужно искать диски шириной 265/25,4=10,43”. Конечно, диски шириной 10,5” – это большая редкость, поэтому нам придется пойти в сторону уменьшения, которое, в свою очередь, не может быть больше 30%. В данном случае возможно использование дисков шириной 7,5-8 дюймов, заводской диск имеет ширину именно 7,5”.

Вылет диска

Еще один предмет преломления форумных копий – это величина вылета дисков (ЕТ). Измеряется вылет как расстояние от установочной плоскости до середины колеса по ширине, то есть у диска с нолевым вылетом привалочная поверхность ровно посередине, а по мере увеличения вылета диск все глубже уходит внутрь колесной арки. Штатные значения вылета для выбранных нами автомобилей:

Кузов ET
G-Klasse W423 63
GL-Klasse X164 40-45 (использовались разные диски)
S-Klasse W222 41

 

Что произойдет при заметном изменении вылета? (Вариации в пределах 5 мм считаются допустимыми, даже в заводской комплектации возможна подобная разница, если машина комплектуется несколькими вариантами дисков).

  • Увеличивая вылет сверх допустимого, Вы создаете риск того, что диск упрется в тормозные механизмы, заблокировав вращение колеса. Собственно говоря, именно поэтому значительно увеличить вылет не выйдет чисто физически.
  • Уменьшенный вылет выдвигает диски наружу. Это не только увеличивает риск задевания резины об арку, но и создает повышенную нагрузку на колесные подшипники. Затрудняется вращение колеса (хотя с гидроусилителем это и трудноощутимо): точка поворота смещается относительно середины пятна контакта, резина в этом месте уже не разворачивается от центра, а смещается по небольшому радиусу. Большее усилие для поворота – это и большая нагрузка на детали рулевого механизма. Здесь же кроется риск ухудшения управляемости: в повороте вывернутое колесо под действием силы сопротивления качению начинает стремиться довернуться глубже в поворот.